Грязинский район
Чуносов Михаил Егорович (1912–1941)
Участник Великой Отечественной войны, старший лейтенант
Родился в 1912 году в селе Ярлуково (ныне Грязинского района) в большой крестьянской семье. Михаил с детства мечтал стать летчиком.
В юности он закончил планерные курсы в Воронежском аэроклубе, одновременно совмещая учебу с работой в слесарной авиационной группе.
В Красной Армии – с 1934 года. Находясь на службе, Михаил в 1937 году успешно окончил военно-авиационную школу в городе Энгельсе Саратовской области. Получил звание лейтенанта и стал летчиком-инструктором. Затем Михаил был переведен в подмосковный город Монино, где до начала Великой Отечественной войны служил летчиком-испытателем.
В июне 1941 года Чуносов был направлен на фронт в составе 402-го авиационного истребительного полка особого назначения, который был сформирован из летчиков-испытателей в первые дни войны по личному приказу И. В. Сталина.
3 июля 1941 года Михаил Егорович одержал первую воздушную победу, сбив фашистский «юнкерс» (Ю-88) в районе железнодорожной станции Идрица на Псковщине. И уже на следующий день уничтожил немецкий «До-217».
5 июля в районе Великих Лук Чуносов подбил еще один «юнкерс».
7 июля в районе города Невель Михаил Егорович уничтожил фашистский «Ме-110».
8 июля в районе Великих Лук сбил «Ме-110», и в этот же день, ведя бой с «юнкерсом», уничтожил и его.
10 июля в 18.45 Чуносов вылетел на перехват «юнкерса», который был настигнут в 45 километрах южнее Великих Лук в районе Поречья и атаковал сзади и в лоб. После второй атаки «юнкерс» пошел на снижение и задымился. Получив пробоину в бензобаке, Чуносов совершил вынужденную посадку истребителя в районе Поречья. Сам летчик получил ранение в затылок. Санитарный самолет дважды безрезультатно вылетал на поиски истребителя. В 8 часов вечера местные жители доставили раненого Михаила Егоровича в больницу города Великие Луки.
За неделю воздушных боев Чуносов сбил семь двухмоторных самолетов противника: три Ю-88, два ДО-217 и два Ме-110. Как писала газета «Известия», он был самым результативным летчиком первых дней войны.
До сентября 1941 года летчику, сбившему пять самолетов противника, присваивали звание Героя Советского Союза. Михаил Чуносов к середине августа сбил девять. Его представили к ордену Ленина.
16 августа Михаил Егорович совершил свои последние вылеты. Фашисты вошли в Новгород. Единственный переправой, по которой наши части могли покинуть город, был мост чрез Волхов. 402-й истребительный авиационный полк обеспечивал его прикрытие от вражеских бомбардировщиков. А сил оставалось немного: шесть наших самолетов немцы разбомбили на аэродроме, в строю оставалось не больше десятка истребителей. В боях Чуносов был дважды ранен, но от госпитализации отказался. Из четвертого за день боя Михаил Егорович не вернулся.
Из дневника 402-го авиационного полка, хранящегося в воинской части в Липецке: «Была встречена группа Ме-110. К этому времени наша группа – пять самолетов Миг-3, рассредоточилась, ведя одиночные бои. Чуносов ввязался в бой с тремя самолетами Ме-110, из которых один был оторван от строя и преследован Чуносовым. В результате группа самолетов противника была рассредоточена и бомбы брошены не по цели. С задания не вернулись Краснов, Сушков и Чуносов».
Из сослуживцев его последний бой никто не видел.
А осенью на Михаила Егоровича пришла похоронка: был сбит в результате боя с истребителями противника в районе реки Мста в деревне Божонка, похоронен в полутора километрах севернее деревни Божонка Ленинградской области (ныне Новгородской области).
Провоевав всего 47 дней, Михаил погиб в 29 лет, оставив жену Марию Васильевну и двух маленьких детей.
Шли десятилетия. Родственники Михаила Егоровича пытались найти его могилу, но безрезультатно.
В августе 1995 года члены Боровического отряда поисковой экспедиции «Долина» обнаружили место падения самолета МиГ. Миноискатель обрисовал торс человека: засек металлические крепления парашюта. Начали раскапывать и в восьми метрах от воронки, оставшейся после падения самолета, обнаружили прикрытые парашютом останки незахороненного летчика. Как рассказали местные жители, сам истребитель вывезли на металлолом еще в 1949 году. Хорошо сохранились петлицы с кубарями и шевроны старшего лейтенанта.
Поисковики связались с родственниками Чуносова. По согласованию с руководством 402-го полка, который в настоящее время входит в состав Липецкого авиационного центра, дети Михаила решили сделать перезахоронение отца на его родине. Урну с останками Михаила Чуносова в Липецк доставил комиссар поискового отряда «Долина» Владимир Кашпар.
24 июня 1996 года состоялась торжественная церемония перезахоронения останков старшего лейтенанта Чуносова Михаила Егоровича на кладбище в районе Трубного завода в городе Липецке. На церемонии присутствовали дети отважного летчика – Римма Михайловна Рыбина и Валерий Михайлович Чуносов.
Библиография
-
«Бедовые ребята» : [в т. ч. о Чуносове М. Е.] // Крылья Победы : 402-й истребительный авиационный полк особого назначения / В. С. Масликов. – Москва, 2014. – С. 18–19 : фот.
- Возвращение на родную липецкую землю отважного летчика Михаила Егоровича Чуносова / А. М. Томилин // Липецкие крылья : сборник, посвященный 90-летию авиации в Липецком крае / сост. В. А. Меркурьев. – Липецк, 2006. – С. 130–131 : фот.
-
Война грянула : [в т. ч. о том, что старший лейтенант М. С. Чуносов 10 июля сбил «юнкерс»] // Триста неизвестных / П. М. Стефановский. – 2-е изд., доп. – Москва, 1973. – С. 176.
- На Северо–Западном фронте // В памяти и в сердце навсегда / К. Т. Огрызков. – Липецк, 2005. – С. 407.
- Чуносов Михаил Егорович // Все асы Сталина, 1936–1953 / М. Ю. Быков. – Москва, 2014. – С. 1311.
*** - Соколиков С. Боевые крылья грязинцев : [в т.ч. о Чуносове М. Е.] // Грязинские известия. – 2012. – 7 авг. – С. 2 : фот.