Выголко Василий Николаевич (1923 г.р.)
Капитан
Родился 1 января 1923 года в д. Калинки, Суражского района Брянской области. Окончил 9 классов средней школы в 1940 году.
Летом 1943 года после обучения в 1-ом Саратовском Краснознамённом танковом училище был отправлен на Западный фронт, где назначен командиром танка.
С этого момента начался боевой путь Василия Николаевича на долгие семь лет. Сменяя должности одну за другой, прошел солдат ни один фронт.
Был награжден медалью «За Победу над Германием в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» и юбилейными медалями.
После войны продолжил службу в Вооруженных силах СССР до 1959 года. Василий Николаевич занимался восстановлением и строительством закрытых военных объектов, в основном аэродромов на Брянщине и в Латвии.
Общение с однополчанами продолжалось и после войны. Именно они предложили Василию Николаевичу переехать в молодой, развивающийся город Липецк. Так, в 1959 году он стал липчанином. Создал семью, построил дом, вырастил детей, внуков.
С каждым днем всё меньше остается ветеранов рядом с нами, поэтому так важны бесценные минуты общения с фронтовиками. Предлагаем вашему вниманию дневник Василия Николаевича и его воспоминания, бережно записанные внучкой Ольгой для будущей книги «Фронтовой дневник танкиста: 1941-1947 гг.».
"В нашей семье хранится книжка – тоненькие переплетённые листочки – фронтовой дневник, который вёл мой дед, Выголко Василий Николаевич, в годы Великой Отечественной войны и после, когда служил в Германии.
Этот дневник дед писал на отдельных листках, где придётся. Позже, уже в Берлине, он все свои записи собрал, переписал, сложил, и переплёл в книжку. К большому сожалению, время берёт своё: пергаментная бумага, какую дед нашёл в Берлине, ветшает, становится прозрачной и хрупкой, чернила выцветают, металлические скобы, использованные в переплёте, ржавеют. Чтобы сохранить всё это, мы и взялись за издание этого документального произведения. Сейчас, когда пытаются переписать нашу историю, исковеркать события, занизить вклад нашей страны в борьбе с фашизмом, нельзя терять такие дневники, письма, рассказы о войне, сделанные самими участниками тех событий.
Свой фронтовой путь мой дед начал в августе 1941 года на Воронежском фронте в 61-ом стрелковом полку в роте пулемётчиков. Это написано в дневнике. В конце 1941 года полк понёс большие потери и был расформирован. Так мой дед попал в Саратовское танковое училище им. Лизюкова.
После Сталинградской битвы на поле сражения осталось много подбитых немецких танков. Их отремонтировали, закрасили свастику, нарисовали звёзды. Вот командиром такого трофейного танка Т-4 дед и продолжил свой фронтовой путь. После окончания танкового училища он приехал в Москву, где получил распределение и двинулся на Гжатск уже в составе танковой бригады 2-го Белорусского фронта под командованием маршала Рокоссовского.
Часто в боях танки выходили из строя. Вместе со своими боевыми машинами гибли и экипажи. А вот деда берегла судьба. <...> ему, как опытному танкисту, боевому командиру танкового экипажа, хорошо знающему материальную часть танка и разбирающемуся во всех деталях боевой машины, 5 марта 1944 года доверили ещё и должность дефектовщика. В его обязанности входил поиск после сражений вышедших из строя боевых машин и транспортировка этих машин на рембазы или ремзаводы для восстановления или разборки на запчасти. А так как трофейная техника в Советской Армии в годы ВОВ составляла немалый процент, то и запчасти для этой техники добывались после боёв. И с этой должностью дед успешно справлялся до 9 мая 1945 года. Поэтому его сразу после Победы оставили служить в Германии командиром автовзвода в трофейных войсках.
Важнейшей задачей трофейных войск являлся сбор, охрана, реализация и отгрузка вооружения, боевой техники и металлолома на вражеских территориях, захваченных у врага в результате боевых действий.
В своём дневнике дед не пишет ни о наградах (3 боевых ордена и медали), ни о присвоениях званий (закончил войну старшим лейтенантом), ни о ранениях (дед говорит, что они были незначительные, так, царапины). Наверное, потому, что считал это не самым главным. А главное – довести своё правое дело до конца, задушить «фашистскую сволочь» прямо в её логове, в Берлине. Они шли точно зная, что победят, просто не могло быть по-другому.
В промежутках между боями он всего лишь отмечает наиболее запомнившиеся ему моменты, события, произошедшие с ним в бою и межу боями. А ещё он пишет то, что отвлекало его от войны, что давало силы, что передавало мысли, чувства, настроения. <...> И всё это было в стихах, песнях, которые переписывались друг у друга в минуты затишья, передавались из уст в уста. В песнях, которые помогали выжить, и не сойти с ума от войны. Которые помогали мечтать, думать о своих любимых и близких, надеяться на встречу с ними.
Первую весточку из дома дед получил только 13 декабря 1943 года. Его родная деревня была в оккупации и только после освобождения родные смогли ему написать.
<...> Пожалуй, самое большое потрясение для моего деда была смерть его лучшего друга, с которым он делил все тяготы войны ещё с Воронежа. Пётр Васильевич Смольский заживо сгорел в танке, не сдаваясь, охваченный огнём, сражался он со своим экипажем до последнего патрона. Как страшно терять близких. Как не справедлива смерть.
На фронте не сойдешь с ума едва ли,
Не научившись сразу забывать.
Мы из подбитых танков выгребали
Все, что в могилу можно закопать.
Это стихотворение написано танкистом, фронтовиком Ионом Деген. И как точно передаёт оно всё происходящее.
На могиле друга дед обещает мстить за него, за Родину, за всех. Мстить! Они ехали в Берлин мстить, не жалея своей жизни, готовые умереть за правое дело. Мстить за Родину, за убитых жён и матерей, за разрушенные сёла и города, за погибших друзей.
Поражает то, что этот мальчишка, который кроме войны ничего ещё в жизни не видел – не ожесточился, не потерял чувство прекрасного, не перестаёт восхищаться красотой природы, сохранил доброе и отзывчивое сердце, остаётся в душе романтиком и поэтом. <...>
На войне без юмора нельзя. Чтобы покорить сердца девушек солдаты сочиняли шуточные любовные послания. Одно из них записал в своем дневнике Василий.
<...> После Победы, 9 мая деда назначили командиром автовзвода в составе трофейных войск, и последующие 3 года дед служил в Германии. Там он занимался демонтированием техники и оборудования заводов поверженной Германии и сопровождением всего этого по железной дороге до советской границы. <...>
<...> Дед рассказывал, как они демонтировали оборудование секретного авиационного немецкого завода, спрятанного под землёй в лесу. Деревья росли над ним. А самолёты выходили прямо из - под земли. Для погрузки стотонного пресса, который был на этом заводе, они ездили в Италию, откуда привезли специальный кран большой мощности. А грузили всё это на специально сделанную 18- осную железнодорожную платформу. Так и проходила дедова служба. В этот период он очень тоскует по Родине, по дому, по родным и любимой (моей бабушке). Свой первый отпуск за шесть лет службы он получил только в июне 1947 года. Последний день отпуска он описывает в своём дневнике. <...>