г. Брест
Герой Советского Союза Мазурук Илья Павлович

Мазурук Илья Павлович (1906–1989)

Герой Советского Союза, генерал-майор

Илья Павлович Мазурук родился в 1906 году в городе Бресте. С 1915 года он жил в городе Липецке. Свой трудовой путь будущий летчик начал на железной дороге, затем стал помощником машиниста на электростанции. Также Мазурук активно занимался партийной работой: он был секретарем Елецкого и Дмитровского уездных комитетов Орловской области.

Дальнейшую свою жизнь Илья Павлович решил связать с авиацией. В 1927 году он был направлен в военно-теоретическую школу ВВС в Ленинграде, затем учился в военной школе летчиков в Борисоглебске. После получения летного образования Мазурук в составе Красной Армии сражался с басмачами в Средней Азии, служил на Дальнем Востоке, летал на Сахалин и Камчатку.

27 июня 1937 года Указом Президиума Верховного Совета СССР майору И. П. Мазуруку было присвоено звание Героя Советского Союза за доставку на самолете членов первой научной экспедиции на Северный полюс.

С 1938 года Илья Павлович в звании полковника занимал должность начальника полярной авиации Главсевморпути. В 1939-1940 годах участвовал в советско-финляндской войне.

Во время Великой Отечественной войны Мазурук возглавил авиационную группу, действущую в районе Баренцева и Карского морей. Задача перед летным подразделением ставилась важная – уничтожить подводные лодки гитлеровцев. Илья Павлович лично участвовал в сложных операциях, проявляя мужество и отвагу.

1 июля 1941 года экипаж под командованием Мазурука получил задание – уничтожить немецкую базу в Варангер-Фьорде на территории Норвегии. На обратном пути советский самолет атаковали вражеские мессершмитты. Погибли штурман и радист, а раненый командир долгое время находился в холодной воде. Его, потерявшего сознание и выбившегося из сил, подобрал сторожевой катер.

В октябре 1941 года состоялась знаменитая Московская конференция, на которой США и Англия подписали протокол о поставках в СССР вооружения и сырья. А летом 1942 года главы правительств антигитлеровской коалиции одобрили новый маршрут доставки самолетов по воздуху через Аляску и Сибирь. Начальником новой трассы протяженностью почти 6500 километров был назначен опытный полярный летчик Илья Павлович Мазурук. Также он возглавил 1-ю перегоночную авиадивизию. Выполняя правительственное задание, наши летчики проявили настоящее мужество и смелость. Несмотря на лютые морозы, доходившие до 60-70 градусов, личный состав дивизии по трассе Аляска-Красноярск за время войны доставил более 7300 самолетов.

В самом конце Великой Отечественной войны Илья Павлович вернулся к исполнению обязанностей начальника полярной авиации Главсевморпути. В 1953 году летчик уволился в запас, но продолжил летать рядовым пилотом. Мазурук совершил 254 полета на дрейфующие станции Северного полюса, а в 1956 году участвовал в первой морской экспедиции в Антарктиду.

За годы службы летчик был награжден двумя орденами Ленина, тремя – Красного Знамени, тремя – Отечественной войны I степени, двумя – Трудового Красного Знамени, тремя – Красной Звезды.

После ухода на пенсию Илья Павлович жил в Москве. Умер в январе 1989 года.

Библиография

  1. Мазурук Илья Павлович // Боевые звезды липчан / К. Т. Огрызков. – Липецк, 1995. – С. 444.
  2. Мазурук Илья Павлович // Герои Советского Союза : краткий биографический словарь. В 2 т. Т. 2 / [А. А. Бабаков и др.] ; редкол. : И. Н. Шкадов (пред.) и др. – Москва, 1988. – С. 11–12.
  3. Мазурук Илья Павлович // Липецкая энциклопедия. В 3 т. Т. 2: Ж–О / ред.–сост. Б. М. Шальнев, В. В. Шахов. – Липецк, 2000. – С. 308.
  4. Трасса Мазурука // В памяти и в сердце навсегда / К. Т. Огрызков. – Липецк, 2005. – С. 240.
    ***
  5. Крутов В. Жизнь, наполненная борьбой // Сельская новь [Липецкий район]. – 1982. – 29 окт. — С. 3.