Читинская область
Герой Советского Союза Бородин Николай Васильевич

Бородин Николай Васильевич (1919–1946)

Герой Советского Союза, капитан

Бородин Николай Васильевич родился в 1919 году в деревне Верхняя Хила ныне Шилкинского района Читинской области. После окончания семилетней школы работал на руднике, а затем на железной дороге электросварщиком вагонного участка. В рядах Красной Армии Бородин находился с 1939 года. Спустя два года он окончил Харьковскую, а затем Вознесенскую военные авиационные школы пилотов. Службу проходил на Дальнем Востоке.

В апреле 1943 года Николай в составе действующей армии прибыл со своей частью на Кубань. В первых схватках с гитлеровцами летчик показал себя умелым и отважным воином. За два месяца он совершил 73 боевых вылета, провел 43 воздушных боя, сбил 8 самолетов врага.

После подвигов на Кубани лейтенанта Бородина назначили заместителем командира эскадрильи. Перед летчиками поставили задачу: поддерживать с воздуха наступление пехоты на город Мелитополь – ворота в Крым и к низовьям Днепра. 10 сентября в составе группы истребителей Николай участвовал в налете на станцию Большой Токмак. В итоге операции нашими летчиками было уничтожено два железнодорожных эшелона противника. Бородину удалось лично сбить один вражеский самолет.

29 октября 1943 года Николай, выполняя приказ командования, в воздушном бою обрушил на землю немецкого разведчика-корректировщика. Спустя некоторое время, в сражении за Крым, Бородин в паре с товарищем вступил в бой против группы немецких бомбардировщиков «Юнкерс-87», сбив один самолет. 4 июля 1944 года Николай в составе четверки Як-7 совершил налет на территорию Пруссии, пройдя маршрут Сморгань–Вильно–Каунас–Инстербург. Примечательно, что его истребитель был первым над городами Германии. Разведав расположение аэродромов противника, движение железнодорожного транспорта и автоколонн, Бородин совершил штурм главной улицы города Инстербурга. Вернулся назад Николай с ценными разведданными для советского командования.

В итоге, у старшего лейтенанта к концу войны насчитывалось 265 боевых вылетов, около 80 боев и 18 сбитых самолетов гитлеровцев. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Также он был награжден тремя орденами Красного Знамени, орденами Ленина, Александра Невского, Отечественной войны I степени, и другими медалями. Прошел Северо-Кавказский, Южный, 4-й Украинский, и 3-й Белорусский фронты.

После Великой Отечественной войны Бородин продолжил службу в авиации, попутно окончив Липецкие высшие курсы командиров эскадрильи. 26 марта 1946 года Николай Васильевич погиб в автокатастрофе. Похоронили его на Евдокиевском кладбище в городе Липецке.

Библиография

  1. Бородин Николай Васильевич // Все асы Сталина, 1936 – 1953 / М. Ю. Быков. – Москва, 2014. – С. 157–158.
  2. Бородин Николай Васильевич // Герои Советского Союза : краткий биографический словарь. В 2 т. Т. 1 / [А. А. Бабаков и др.] ; редкол.: И. Н. Шкадов (пред.) и др. – Москва, 1987. – С. 196.
  3. Бородин Николай Васильевич // Липецкая энциклопедия. В 3 т. Т. 1: А–Ё / ред.–сост. Б. М. Шальнев, В. В. Шахов. – Липецк, 1999. – С. 142.
  4. На знаменитой «тридцатьчетверке» // В памяти и в сердце навсегда / К. Т. Огрызков. – Липецк, 2005. – С. 84.
    ***
  5. Морозов В. Неоплаченный долг : [о плачевном состоянии могилы Героя Советского Союза Бородина Н. В. на Евдокиевском кладбище г. Липецка] // Липецкая газета. – 1995. – 21 апр. – С. 6.
  6. Бочкова О. Не гасите свечу... : [в т. ч. о могиле Героя Советского Союза Н. В. Бородина Н. В. на Евдокиевском кладбище г. Липецка] // Липецкая газета. – 2009. – 27 марта. – С. 3.